Искусство гобелена берет своё начало в традиционном шпалерном ткачестве. Принцип шпалерного ткачества был хорошо знаком еще древним египтянам.
История европейской шпалеры началась в эпоху Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. С искусством выработки безворсовых ковров европейцы познакомились также через арабскую Испанию.
Если в Египте и доколумбовой Америке произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, чаще всего служили украшением костюма или жилища, то в средневековой Европе шпалера стала изделием декоративно-монументальным, как картина.
В Новое время центром шпалерного ткачества стала Франция. Тогда же и появилось так хорошо знакомое нам название этой техники – гобелен.
Гобелен — фамилия фламандских красильщиков шерсти и ткачей, которые в середине XV века обосновались в парижском округе Фобур-Сен-Марсель. Их шпалерная мануфактура, более известная как Королевская мануфактура меблировки, снабжала двор французских монархов со времен Людовика XIV.
Во второй половине XIX века в связи с развитием машинного ткачества, а также изменениями предпочтений заказчиков искусство шпалеры пришло к упадку. Роль шпалеры была низведена до копии картины.
В ХХ веке Жан Люрса вывел искусство шпалеры на новый уровень и стал первым художником в этой области. Он создал около тысячи картонов для шпалер. Последняя его работа — грандиозная серия «Песнь Мира», была закончена уже после его смерти.
Техника создания шпалеры
Традиционно шпалеры ткались вручную. На станке или раме натягивались нити основы. Нити основы переплетались с цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом основа полностью покрывалась, так что её цвет не играл никакой роли.
Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке, и вертикальном — на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение объёма.
Изображение копируется с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.
В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов.
В настоящее время в процессе машинного производства на ткацких станках переплетаются около 12 тысяч нитей. Наряду с натуральными нитями используются синтетические, что позволяет сделать цвета более выразительными и стойкими, а также придает изделию жесткость. Гобелены обрабатываются антистатиками и пылезащитными средствами, что облегчает уход за изделиями.
Сейчас гобелены не только используются в качестве элемента интерьера, как панно, но также широкую популярность получили и другие изделия из гобелена, такие как салфетки, наволочки и скатерти.
Современные гобелены
Российский бренд Le Gobelin специализируется на производстве домашнего текстиля, выполненного из плотного, текстурного, устойчивого к истиранию гобелена. Основатели Le Gobelin заботятся о высоком качестве своей продукции, поэтому материал для изделий закупают в Европе.